Сегодня выдающемуся советскому и российскому актёру Олегу Янковскому могло бы исполниться 80 лет. Олега Янковского не стало 15 лет назад, но память о нём жива — благодаря культовым фильмам, народной любви и продолжателю династии, внуку Ивану. В честь 80-летия со дня рождения актёра Spltnk вспоминает его знаковые роли.
«Щит и меч» (1968 г.)
Роль в многосерийном фильме 1968 года «Щит и меч» стала для 24-летнего Янковского, игравшего тогда в Саратовском театре драмы, дебютом на экране и пропуском в мир кино. Его фото увидела ассистентка актёра и режиссёра Владимира Басова, который взялся за съёмки фильма о Великой Отечественной войне и никак не мог найти исполнителя одной из ролей — офицера Генриха Шварцкопфа. Янковский прошёл кинопробы и уехал на гастроли с театральной труппой. Актёр рассказывал: «Мы отправились во Львов. Однажды я пошёл пообедать в ресторан и, войдя, столкнулся взглядом с Басовым. Он был со своей женой Валентиной Титовой. Мы не были знакомы, и я, разумеется, не подошёл, хотя весь обед ёрзал на стуле, не зная, как же поступить. Потом Басов мне рассказал: «Увидев тебя, Валя немедленно решила, что мы нашли Генриха». Я был недоверчивее: «Такого лица у актёров не бывает. Он, наверное, физик или, на худой конец, филолог».
Потом Янковского вызвали к Басову на пробы, и тот тут же узнал молодого человека, очень обрадовавшись тому, что он и правда актёр. Интересно, что на съёмках оператор ленты сразу сказал, что Янковский станет знаменитым — и это предсказание быстро стало сбываться: фильм «Щит и меч» принёс молодому артисту первую славу.
«Служили два товарища» (1968 г.)
Пресса относит драму Евгения Карелова 1968 года к наиболее «эмоционально достоверным» фильмам о Гражданской войне и хвалит за отсутствие какой бы то ни было советской пропаганды.
Залогом успеха отчасти стал блистательный дуэт Олега Янковского и Ролана Быкова. Кстати, актёры подружились на съёмках, несмотря на то что Быков был на 15 лет старше коллеги.
«Зеркало» (1974 г.)
Роль в культовом «Зеркале» Андрея Тарковского Олег Янковский получил, в первую очередь, из-за внешнего сходства с поэтом Арсением Тарковским — отцом режиссёра. Ведь сюжет фильма во многом был списан с реальной истории жизни его создателя и строился на воспоминаниях Тарковского о детстве и юности. Янковского даже не вызывали на пробы — все были уверены, что эта роль для него. Снялся он в коротком, но важном эпизоде, сыграв отца-фронтовика.
Сын актёра Филипп Янковский, которому тогда было пять лет, исполнил роль главного героя в детстве.
«Звезда пленительного счастья» (1975 г.)
В фильме Владимира Мотыля о декабристах и их жёнах у Олега Янковского не слишком большая роль, но сам этот кинопроект настолько впечатлил зрителей, что заслуживает особого упоминания. Режиссёр собрал блистательный актёрский состав, куда кроме Янковского вошли Алексей Баталов, Игорь Костолевский, Ирина Купченко, Олег Стриженов, Наталья Бондарчук, Иннокентий Смоктуновский и другие звёзды того времени. Янковскому досталась роль Кондратия Рылеева.
«Сладкая женщина» (1976 г.)
Лента «Сладкая женщина» стала первым большим успехом для Натальи Гундаревой, сыгравшей провинциальную девушку в поисках семейного счастья. Олег Янковский сыграл возлюбленного героини, причём так убедительно, что многие зрители были уверены: актёры и в жизни вместе.
Роль Тихона, которую исполнил Янковский, поначалу предназначалась для Владимира Высоцкого: он уже был утверждён, но отказался сниматься. Главную женскую роль тоже должна была играть другая актриса — Людмила Чурсина, супруга режиссёра фильма Владимира Фетина. Однако в итоге она решила, что роль ей не подходит, и предложила мужу попробовать молодую актрису, Гундареву.
«Мой ласковый и нежный зверь» (1978 г.)
Предложение сыграть следователя Камышева в фильме Эмиля Лотяну Янковский принял не сразу: сценарий, который писался по мотивам повести Чехова «Драма на охоте», показался ему слишком далёким от произведения классика. Однако актёру хотелось поработать с режиссёром нашумевшего в то время фильма «Табор уходит в небо», и он всё же согласился сниматься.
«Конечно, перспектива работать с таким художником была заманчивой. Не забывайте, тогда существовал в стране другой кинематограф. И снимать красочные сцены с цыганами, поэтическую картину со страстью, любовью было в те годы роскошью», — говорил Янковский в интервью.
«Обыкновенное чудо» (1978 г.)
В фильме по пьесе Евгения Шварца Олег Янковский сыграл невероятно обаятельного Волшебника. Никому другому режиссёр Марк Захаров эту роль бы не отдал: Янковский тогда попал в больницу с сердечным приступом и хотел отказаться от участия в проекте, но Захаров сказал, что будет ждать его выздоровления столько, сколько потребуется. Съёмки начались, только когда актёр выписался из больницы.
Захаров вообще брал Янковского в свои фильмы без всяких проб. Впервые увидев его в спектакле «Идиот» на сцене Саратовского театра драмы, он сразу пригласил актёра в «Ленком», благодаря этому Янковский и оказался в Москве.
«Тот самый Мюнхгаузен» (1979 г.)
Эта роль в фильме Марка Захарова для Янковского стала визитной карточкой: нам уже сложно представить в образе этого персонажа хоть кого-то другого (хотя изначально, кстати, роль писали под Андрея Миронова). Захаров настаивал именно на кандидатуре Янковского, несмотря на то что автор пьесы Григорий Горин поначалу совершенно не видел в актёре Мюнхгаузена.
До этого Янковский, как правило, играл задумчивых, волевых, погруженных в себя персонажей, но и отчасти комический герой актёру тоже удался. К тому же стал в его исполнении скорее не завравшимся безумцем, а тонким, лиричным — настоящим романтиком и мечтателем.
«Полёты во сне и наяву» (1982 г.)
Роль Сергея Макарова в фильме Романа Балаяна Янковский называл любимой. Сценарист Виктор Мережко в главной роли видел Никиту Михалкова, но режиссёр посчитал его «слишком оптимистичным» для своего героя и выбрал Янковского. Который, кстати, был в то время буквально нарасхват: параллельно снимался ещё в комедии «Влюблён по собственному желанию» и играл в театре, так что спал по три-четыре часа в день, а остальное время курсировал между Москвой, Подмосковьем и Владимиром, где одновременно шли съёмки фильмов.
Герой Янковского в «Полётах во сне и наяву» переживает кризис 40-летия, который проявляется у него своеобразно: он прогуливает работу, унижает коллег, изменяет жене и даже изображает собственное самоубийство. За эту роль актёр получил Государственную премию, а Романа Балаяна так впечатлила работа с Янковским, что он снял его ещё в пяти своих картинах.
«Влюблён по собственному желанию» (1982 г.)
В том же году вышел фильм Сергея Микаэляна «Влюблён по собственному желанию», куда актёр попал благодаря актрисе Евгении Глушенко — она уже была утверждена на главную женскую роль и убедила режиссёра пригласить Янковского. По её словам, только он мог бы «играть джентльмена, даже опустившегося», поскольку он «настоящий аристократ».
За работу в этом фильме артисту присудили звание «Актёр года» по результатам опроса читателей журнала «Советский экран».
«Ностальгия» (1983 г.)
Ещё один фильм Тарковского, где снялся (на этот раз в главной роли) Янковский, — лента «Ностальгия» о писателе, который приезжает в Италию, чтобы найти информацию о некогда бывавшем здесь крепостном композиторе.
Съёмки проходили в Италии, и Тарковский очень своеобразно «подготовил» к ним актёра: когда они прибыли за границу, режиссёр просто уехал, оставив артиста одного в гостинице, с минимумом денег и без знания языка, чтобы он достаточно «поностальгировал». Когда Тарковский вернулся через несколько недель, он увидел Янковского уже отчаявшегося и с потухшим взглядом. «Теперь тебя можно снимать», — сказал режиссёр.
Критики отмечают, что в «Ностальгии» актёр показал ещё один свой талант — красноречиво молчать, да так, что молчание становится драматичнее любых монологов.
«Храни меня, мой талисман» (1986 г.)
Ещё один фильм Романа Балаяна, где Янковский сыграл главную роль. Вместе с ним в ленте снялись Александр Абдулов и Татьяна Друбич.
Янковский и Друбич сыграли супружескую пару, приехавшую в Болдино на мероприятие, посвящённое Пушкину. Неожиданно образуется любовный треугольник с участием супругов и их нового знакомого — его роль исполнил Абдулов. Заканчивается всё, как в былые времена, — дуэлью двух мужчин.
«Цареубийца» (1991 г.)
В 1991 году на экраны вышел фильм Карена Шахназарова «Цареубийца», где Олег Янковский сыграл две роли — Николая II и главного врача психиатрической клиники. Действие картины параллельно происходит как будто в двух измерениях — во времена Николая II и в современности.
Британец Малкольм Макдауэлл сыграл убийцу Николая II Якова Юровского, а также одного из пациентов. «Цареубийца» стал первым российским фильмом о расстреле царской семьи и участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля.
Янковский в 1992 году получил за роль в проекте Шахназарова премию «Ника» за лучшую мужскую роль: кстати, он единственный актёр, который побеждал в этой номинации трижды.
«Любовник» (2002 г.)
В драме Валерия Тодоровского «Любовник» Янковский сыграл мужчину, который после смерти жены узнаёт о том, что она долгие годы ему изменяла.
Режиссёр говорил об этом фильме, что в нём «не стреляют, а только разговаривают, но он получился жёстким, гораздо жёстче, чем фильмы, в которых стреляют».
Янковский рассказывал, что согласился сниматься спонтанно: «С «Любовником» всё очень быстро произошло. Как-то раз мы собрались хорошей компанией на даче в Барвихе, причём совершенно по другому поводу. Сидим за столом, вкусная еда, выпивка вкусная. И вдруг Валера Тодоровский говорит: «Олег Иванович, не хотите сняться у меня?». Я мгновенно ему в ответ: «У вас — с удовольствием». В результате мы тут же забыли, о чём только что разговаривали, и стали обсуждать даже не историю — её сценарист Геннадий Островский ещё не сочинил… Но саму ситуацию, которую Валера обозначил.
Критики отмечают сильную работу обоих актёров, сыгравших главные роли, — Олега Янковского и Сергея Гармаша.
«Анна Каренина» (2008 г.)
Одну из последних своих ролей Янковский сыграл в экранизации «Анны Карениной» Сергея Соловьёва. Над воплощением своей идеи в жизнь режиссёр работал около 14 лет, основные трудности были связаны с финансированием проекта. Снята картина была в 2007 году, но ещё примерно два года ждала своего часа: только в мае 2009 года прошла её премьера. В широкий же прокат фильм толком так и не вышел.
Как писали СМИ, приглашая в проект Янковского, Соловьёв боялся, что актёр захочет сыграть Вронского, в то время как он видел его в роли Каренина, мужа Анны. Но оказалось, Янковский тоже так думал: этот герой виделся ему не злодеем, а страдающим человеком. Кроме того, Янковский увидел в нём черты князя Мышкина, а в «Идиоте» он играл ещё в саратовском театре.
Все годы, что велась подготовка к съёмкам, режиссёр придерживался своего решения о том, что Каренина будет играть именно Янковский, так и случилось в итоге. Говорят, правда, роль пытался «увести» у актёра его друг Александр Абдулов, но Соловьёв был непреклонен и отдал Абдулову другого персонажа — Стиву Облонского.
«Царь» (2009 г.)
Историческая драма Павла Лунгина о двух годах из жизни Ивана Грозного стала последним кинопроектом Янковского. Роль царя досталась Петру Мамонову, Янковский же играл роль митрополита Московского Филиппа. По мнению критиков, главное достоинство ленты — именно дуэт актёров, столкновение их персонажей, символизирующее столкновение добра и зла.
Известно, что Янковский, получив это предложение, взял время на размышления, но всё-таки сценарий и персонаж его очень заинтересовали: «Играть человека, о котором не так много известно даже историкам, интересно. Тем более что здесь — парадоксальная ситуация. О Грозном, который залил всё вокруг себя кровью, россияне знают гораздо больше, чем о Филиппе, который жизнь положил на то, чтобы этому кровопролитию пришёл конец», — рассказывал актёр.
Сам Лунгин признается, что видел в этой роли только Янковского, поскольку искал «лицо благородства» и не смог бы придумать лучшей кандидатуры.
Члены съёмочной группы говорят, что на съёмках Олег Иванович всегда был доброжелательно настроен, был внимателен к окружающим и часто подшучивал над коллегами. Об ухудшении здоровья артиста никто не знал: он выполнял свою работу на 100%, носил тяжёлые облачения митрополита и кандалы, в перерывах отдыхал, покуривая любимую трубку.
Также рассказывают, что Янковский шутил, что после такой роли — человека, причисленного к лику святых, — уже «и играть-то некого». По иронии судьбы эта его фраза обрела буквальный смысл: артист скончался от рака 20 мая 2009 года, спустя три дня после показа фильма «Царь» на Каннском фестивале.
По стопам Олега Янковского пошли и его наследники: сын Филипп Янковский и внуки — Иван и Лиза. Сейчас оба считаются одними из лучших российских актёров современности — за плечами у каждого уже много ярких проектов, награды, любовь и критиков, и поклонников.
У Лизы Янковской совсем недавно в прокат вышел фильм «Фрау», за который она получила приз как лучшая актриса на кинофестивале «Маяк». Имя же Ивана Янковского в этом году гремело: благодаря сериалам «Фишер» (за него он как раз недавно получил награду на премии «Золотой орёл») и «Слово пацана». Скоро выйдет ещё один проект с его участием — новая экранизация «Преступления и наказания» Достоевского, в которой Янковский сыграл Родиона Раскольникова.
Хейтерам, которые упрекают семью Янковского в непотизме, сам Иван отвечает так: «Так вышло, что, если ты из киносемьи и являешься сыном, внуком и так далее и тому подобное, на тебя часто смотрят с каким-то внутренним ощущением того, что всё то, что было хорошего с тобою, происходит непременно благодаря твоим предкам. Это блат. Дед великий, внук — дерево. Отец прекрасен, сын — никакущий и бла-бла-бла. Поверьте, я живу в этом очень много лет, и, безусловно, до меня доходят эти мысли и мнения. Я пытаюсь развиваться. Пытаюсь удивить себя, пытаюсь дотянуться до чего-то, чего я и сам не знаю. Платонов сказал: «В работе есть исход душе». Это очень правильно. Счастье в том, что ты просто есть, тебя любят, у тебя есть работа и чудесная семья, и хорошая роль может дать тебе ещё одну хорошую, а в театр придёт больше людей, чем пришло в прошлый раз. Я помню последнюю улыбку дедушки, мы с ним тогда прощались… Его фирменная улыбка смотрела на меня и пыталась сказать мне, что, мол, будь лучше меня, старайся успеть то, что не успел я. Овладей тем, что у меня не получилось. Я вот и стараюсь… Просто живу и радуюсь».
Своего сына, в котором Иван видит реинкарнацию прадеда, он назвал в честь него.
*Instagram принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией